Аналитика

НАУКА СЕГОДНЯ:

О роли науки в социально-экономическом развитии России

1.Исторические уроки

В истории России наука сыграла приоритетно значимую роль.
Зарождение академической науки произошло при Петре Первом. В 1724 году была открыта Петербургская академия наук. В нее были приглашены виднейшие ученые Европы, такие как знаменитый математики Леонард Эйлер.
Именно ученые внесли выдающийся вклад в расширение территориальных границ страны. Экспедиция Витаса Беринга способствовала получению знаний о Сибири и Камчатки. Василий Татищев внес неоценимый вклад в освоение Урала и создании там металлургического и оборонного оплота страны.
Огромный импульс получила русская наука с приходом в Академию М.В.Ломоносова. Ломоносов создал корпускулярно-кинетическую теорию тепла, заложил основы современной физической химии, сформулировал закон сохранения вещества, создал фундамент астрономии, оптической механики и приборостроения, электродинамики, географии и геологии.

Далее была плеяда выдающихся ученых. Н.И.Лобачевский вносит выдающийся вклад в развитие тригонометрии, алгебры, теории вероятностей, создает неевклидову геометрию. А.М.Бутлеров закладывает основы органической химии. И.М.Сеченов создает физиологическую научную школу. Д.И.Менделеев открывает периодическую систему элементов. А.С.Попов изобретает радио.

Заслуги отечественных ученых получают мировое признание. В 1904 году И.П.Павлову присуждается Нобелевская премия за работы в области физиологии пищеварения. В 1908 году И.И.Мечников награждается Нобелевской премией за исследование механизмов иммунитета.

В советский период отечественная наука вносит важнейший вклад в становление новой экономики страны. Виднейшие российские энергетики под руководством Г.Б.Кржижановского создают План ГОЭЛРО. Академики С.И.Вавилов, И.П.Бардин, Г.О.Графтио, С.В.Лебедев, С.А.Чаплыгин, В.Ф.Миткевич выполняют научно-технические исследования, внесшие вклад в проведение индустриализации страны. В тот же период были установлены основные типы научных учреждений: центральный НИИ, отраслевой институт при вузе, низовые учреждения (заводские лаборатории, опытные станции), региональные институты.

Важен вклад ученых в обеспечение победы в период Великой Отечественной войны. Легендарная «Катюша» (установка БМ-13 на автомобилях ЗИС-6) не была бы возможна без создания теории реактивного движения К.Э.Циолковским; эту теорию воплотили в конкретные разработки военного применения Б.С.Петропавловский, Г.Э.Ленгемак, А.Г.Костиков. Система военной связи имеет свои основания в трудах по радиоэлектронике А.И.Берга, Л.И.Мандельштама, Н.Д.Папалекси. В первые месяцы и годы войны Россия оказалась отрезанной от ключевых месторождений полезных ископаемых, но академики А.Е.Ферсман, Б.Б.Полынов сформировали те решения, которые позволили компенсировать потери за счет новых месторождений (нефть, бокситы для получения алюминия, месторождения марганца, хромитов и так далее). Академик И.П.Бардин нес ответственность за военную металлургию. Отечественные физики и химики, в их числе и П.Л.Капица, внесли важный вклад в создание взрывчатых веществ и снарядов. Лечение раненых в ходе военных действий организовывалось военно-санитарной комиссией при Президиуме АН СССР (Л.А.Орбели, Н.Н.Бурденко, Н.Ф.Гамалея).

После войны ключевую роль в новой оборонной доктрине сыграл атомный проект, осуществленный академиками И.В.Курчатовым, Ю.Б.Харитоном, Я.Б.Зельдовичем, А.Д.Сахаровым.

Был осуществлён космический проект, реализованный при решающей роли С.П.Королева, М.В.Келдыша, М.К.Тихонравова. СССР первым смог вывести человека в космос. Нобелевские премии были присуждены отечественным физикам И.Е.Тамму, И.М.Франку, П.А.Черенкову, Л.Д.Ландау, А.М.Прохорову, П.Л.Капице, А.А.Абрикосову, В.Л.Гинзбургу, Ж.И.Алферову, химику Н.Н.Семенову, математику (за работы по экономике) Л.В.Канторовичу. Благодаря работам этих и других ученых наша страна обрела сильный производственный комплекс и по праву заслужила статус сверхдержавы.
В 90-е годы последовал провал фактически во всех сферах жизни страны, не обошедший стороной и науку. В 1991-2000 до 2/3 научно-исследовательского потенциала страны было разрушено.

Начиная с 2000-х годов положение стало понемногу меняться — выросло финансирование, остановлена неконтролируемая хаотизация научной жизни.

2. Современный период

В современный период наука призвана сыграть в развитии России еще более важную роль, чем играла в истории.

75-90% прироста ВВП индустриально-развитых стран достигается за счет научно-технологической сферы. Из всего объема знаний, приобретенных человечеством, 90% получено за последние 30 лет. 90% общего числа ученых и инженеров, взращенных цивилизацией, проживают в современный период.
Современная наука изобилует прорывными направлениями, продвижение на которых позволяет формировать новый технологический уклад.
От уровня развития науки в стране в этих условиях зависит какой станет держава.

К мотивации «от хорошего» добавляется мотивация «от противного»: цивилизация сталкивается с глобальными вызовами, и только с помощью науки сможет дать на них ответ.

Россия сохраняет мощный научный потенциал: более 1600 НИИ и свыше 1100 вузов. В научном секторе трудится около 700 тысяч человек, из них примерно половина – исследователи. Около 29% имеют ученую степень, при этом порядка 22% кандидаты наук и 7% — доктора наук. Особенно сильны научные школы в сфере физики, химии, геологии, биологии.

2.Пути повышения роли науки

1. Финансы

Объем внутренних затрат на исследования и разработки составляет порядка 1,1% ВВП. По этому показателю Россия отстает от ведущих стран и сопоставима с Индией. В указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 была поставлена задача увеличить затраты на исследования и разработки до 1,77%, но этот показатель не выполнен.
Будущее науки закладывается в фундаментальных исследованиях. Развитые страны тратят на них до 0,5% ВВП. У России пока 0,15% ВВП. В фундаментальной науке отечественные ученые наиболее сильны, и необходимо поднять планку финансирования, хотя бы, до 2/3 от западной.

2.Восстановление целостности

Цикл инноваций описывается формулой: фундаментальные исследования – поисковые – прикладные – внедрение в производство. В советское время единство этой цепи обеспечивало государство. Сегодня оно впрямую отвечает только за первый элемент. Бизнес же берет на себя в лучшем случае прикладные и внедрение. Рвется в центре – поисковые исследования финансируются хуже всего. Поисковые – то есть те, в которых фундаментальные открытия преломляются до уровня внедренческих парадигм. Сегодня спонсора у этого звена нет.
Где цепочка сохранилась («Росатом», оборонный комплекс), там и вся схема работает значительно лучше. И наоборот, где имеет место раздробленность на части (электронная промышленность), там провалы виднее всего.
Сегодня в России около 60-ти главных распорядителей бюджетных средств. Их научная политика плохо скоординирована между собой. Вся картина распределения средств в 2019 году выглядела примерно так: 40,75% — Минобрнауки, 5,26% — фонды, 3,65% — НИЦ «Курчатовский институт», 0,95% — РАН, 49,4% — прочие. «Прочие» — основная часть. А Российская академия наук – самый небольшой получатель средств. Координировать ей что-либо в этих условиях сложно.

Выход – на основе государственной координации создание механизмов комплексных научно-технических проектов. В период Советского Союза существовал Государственный комитет по научно-технической политике, который брал эту функцию на себя.

3.Госзадания учреждениям

В учреждениях сегодня создается основной массив научных знаний.
Основной показатель по выполнению госзадания – публикационная активность. Это чисто формальный критерий, который не коррелирован с глубиной научного труда. Нужно отказываться от наукометрии и переходить к институту экспертной оценки результатов научного труда.

4. Оборудование

Сегодня конкурентоспособного оборудования остро не хватает. Что-то устарело, что-то под санкциями. Нужно возрождать производство отечественного научного оборудования. В указе Президента России от 7 мая 2018 года к 2024 году предполагается обновить не менее 50% приборной базы ведущих организаций.

5.Кадры

Как было указано, в 90-е годы кадровый потенциал в науке существенно сократился, ученых теперь в 2-2,5 раза меньше по сравнению с тем периодом. В европейских странах, Японии и США, например, на 10 тысяч занятых приходится 90-100 ученых, в России – менее половины от этого количества.
Минимум ученых сегодня в возрастной категории 50-60 лет. Больше их в категориях до 50 лет и старше 60-ти. Необходим приток молодежи, потому что наиболее квалифицированный «золотой запас» научных кадров, получивший прекрасное образование в советское время и достигший академических высот, должен передать ей накопленный опыт.

Не секрет, что в аспирантурах при количественном росте слушателей снизился процент подготовки и успешных защит диссертаций. Это еще одно подтверждение, что формальный подход не гарантирует реальный результат.
Перекосов не должно быть и в «географии» поддержки. Сегодня сложилась диспропорция с зарплатами из-за того, что финансирование, скажем, в Москве порой кратно выше регионального. Установление уровня зарплаты ученых с ориентиром на двукратную по региону приводит к тому, что научный сотрудник, например, в Новосибирске получает вдвое меньше, чем в столице. Между тем, настоящая наука часто делается в территориях.

6.Привлечение бизнеса к финансированию науки

В ведущих странах пропорция между государственным и частным финансированием науки – 1/3 и 2/3 в пользу частного. В России наоборот.
Бизнес не простимулирован вкладываться в инновации.
За последние годы и десятилетия создан цветастый букет разного рода институтов развития. Но весь этот «винегрет» из организационно-правовых форм не привел к реальному приходу бизнеса к финансированию НИР и НИОКР.

7. Стратегическое планирование

Почему так востребованы были новые производства и технологии в период упомянутого выше плана ГОЭЛРО? Потому что все было выстроено в рамках единой концепции. Можно было четко сказать: здесь нужны такие-то технологии, они помогут нам, например, производить феррохром или ферромарганец, с помощью которого будет произведена высококачественная сталь, которую уже ждут для постройки такого-то комбината. Система прогнозируемости заказов рождает спрос на технику и технологии