Господдержка предприятий

 

1.Общие меры  

С 1 марта 2024 г. по 1 марта 2025 г. проводится эксперимент по предоставлению комплексного сервиса «Старт бизнеса онлайн». Установлен Порядок проведения эксперимента. Помимо прочего определено, что его цель — повысить эффективность дистанционного взаимодействия между участниками. Например, зарегистрированные с помощью указанного сервиса ИП или ООО с единственным учредителем — физлицом, который выступает единоличным исполнительным органом, могут воспользоваться этим сервисом для открытия расчетного счета в кредитной организации — участнике эксперимента, без личного присутствия физлица, при соблюдении определенных условий. При этом в рамках сервиса можно открыть расчетный счет только в одной такой кредитной организации. Взаимодействие участников эксперимента осуществляется на безвозмездной основе (исключение — случаи взимания платы, предусмотренные законодательством). Координирует эксперимент ФНС России.

Утверждены Требования к порядку предоставления комплексного сервиса «Старт бизнеса онлайн». Они содержат в том числе условия, которые необходимо соблюсти заинтересованному физлицу (заявителю) для получения сервиса.

Смягчена административная ответственность за совершение правонарушений, в том числе в области предпринимательской деятельности. В частности, предусмотрено следующее:

уменьшены размеры штрафов. Так, если лицо, которое совершило выявленное в ходе проведения госконтроля (надзора), муниципального контроля правонарушение, предотвратило его вредные последствия либо добровольно возместило причиненный ущерб (добровольно устранило причиненный вред), административный штраф назначается в минимальном размере, предусмотренном санкцией применяемой нормы;

— правило, по которому административный штраф за впервые совершенное правонарушение при наличии определенных обстоятельств может быть заменен предупреждением (есть исключения), применимо ко всем субъектам административных правонарушений, выявленных в ходе проведения госконтроля, муниципального контроля.

Расширен перечень составов преступлений, при совершении которых впервые лица освобождаются от уголовной ответственности, если возместили ущерб в соответствии с ч. 2 ст. 76.1 УК РФ. Речь идет, в частности, о нарушении авторских и смежных прав, незаконном предпринимательстве, незаконной банковской деятельности, ограничении конкуренции, уклонении от репатриации иностранной валюты или валюты РФ, которые совершены в особо крупном размере или сопряжены с причинением особо крупного ущерба либо извлечением дохода в особо крупном размере.

В уголовное законодательство внесены изменения, направленные на уточнение квалификации различных деяний в сфере экономической деятельности. Так, увеличен размер ущерба, убытков, дохода, задолженности, возникающих в результате совершения некоторых экономических преступлений, который влияет на их квалификацию, в том числе как совершенных в крупном или особо крупном размере. Например, увеличены:

— крупный размер для признания осуществления деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов) незаконной — с более 2,25 млн руб. до более 3,5 млн руб.;

— сумма, свидетельствующая об уклонении от уплаты налогов, сборов, страховых взносов организацией в особо крупном размере — с более 45 млн руб. за период в пределах трех финансовых лет подряд до более 56,25 млн руб. за тот же период.

Кроме того, исключена уголовная ответственность за незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в РФ товарного знака или наименования места происхождения товара.

Минэкономразвития России и VK запустили программу поддержки предпринимателей. Планируется реализовать программу в 84 регионах после успешного пилотного проекта в нескольких регионах. В частности, в центрах «Мой бизнес» предприниматели могут удвоить рекламный бюджет на продвижение в соцсети ВКонтакте. Подробнее о мерах поддержки и условиях программы можно узнать в центрах «Мой бизнес» в своем регионе и на сайте мойбизнес.рф.

На сайте Правительства РФ заработал навигатор в виде анкеты, который помогает сориентироваться в мерах господдержки.

До конца 2024 г. продлены особенности предоставления государственной или муниципальной преференции, в частности, для обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, для социального обеспечения населения. Так, преференция предоставляется без предварительного согласия антимонопольного органа, но его нужно уведомить (за исключением некоторых случаев) в установленный срок. К уведомлению необходимо приложить ряд документов.

Утверждено Положение о Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций.

Комиссия — координационный орган, образованный для обеспечения согласованных действий федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций в целях выработки и реализации мер по повышению устойчивости экономики РФ в условиях санкций.

Определены приоритетные направления проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики РФ. Установлены условия отнесения проектов к указанным. Предусмотрено, в частности, что в критерии проектов технологического суверенитета включены в том числе следующие направления: авиационная, медицинская, фармацевтическая промышленность, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение. Правительство РФ отметило, что такие проекты смогут рассчитывать на особый подход банков при одобрении кредитов, пониженную ставку по ним и более активное участие в этом институтов развития.

Утверждены особенности правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях оборонно-промышленного комплекса, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах. Их перечень определит Минпромторг России по согласованию с Минобороны России и Госкорпорациями «Росатом», «Роскосмос». Работодатели, включенные в перечень, смогут, например, установить работникам, на которых распространяются названные особенности, 24-часовую продолжительность еженедельного непрерывного отдыха. Минпромторг России совместно с Минтрудом России утвердил методические рекомендации, касающиеся порядка применения указанных особенностей.

Утверждены особенности раскрытия инсайдерской информации, которая подлежит раскрытию по закону. Некоторые инсайдеры в определенных случаях вправе раскрывать такую информацию (независимо от целей и форм раскрытия) в ограниченных составе и (или) объеме, если ее раскрытие приведет (может привести) к введению ограничительных мер в отношении инсайдеров и (или) иных лиц. Определен состав информации, которую можно не раскрывать или раскрывать в ограниченном объеме, в зависимости от конкретного случая. Например, в соответствии с утвержденным перечнем могут не раскрывать или раскрывать в ограниченном объеме информацию, в частности, инсайдеры:

— в отношении которых действуют ограничительные меры;

— которые являются кредитными организациями, отнесенными к категории уполномоченных банков;

— которые включены в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.

Установлены ограничения на распространение контрсанкционной информации среди неопределенного круга лиц, в том числе в СМИ и Интернете. Определено, в частности:

— какие сведения относятся к такой информации. Так, это сведения любого характера (например, экономического) о совершенных или планируемых российскими участниками внешнеторговой деятельности сделках в области внешней торговли для обеспечения потребностей внутреннего рынка РФ, если распространение этих сведений может повлечь введение в отношении сторон иностранных санкций;

— какие сведения не относятся к такой информации, например коммерческая тайна;

— каков порядок распространения этой информации. Например, для ее распространения требуется письменное согласие ее обладателя (некоторым лицам не нужно получать согласие);

— когда указанные ограничения прекращают действовать. Например, если такую информацию распространит сам участник внешнеторговой деятельности.

До 1 января 2025 г. для некоторых юрлиц отменена обязанность обнародовать необходимую информацию в Интернете, в частности для НКО — размещать отчет о своей деятельности (исключение — НКО, выполняющие функции иностранного агента).

Установлен временный порядок раскрытия и предоставления информации российскими хозяйственными обществами, включенными в соответствующий перечень. Определено, в частности, что если раскрытие и (или) предоставление информации, которую необходимо раскрыть (предоставить) по законодательству, приведут либо могут привести к введению ограничительных мер в отношении этих обществ или других лиц, то указанные общества вправе самостоятельно определить состав и (или) объем информации, которую они раскрывают (предоставляют). При этом, если общество не раскрывает и (или) не предоставляет информацию, оно должно направить в Банк России уведомление, содержащее эту информацию, в сроки, установленные для ее раскрытия (предоставления). Правило распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2023 г.

2.Поддержка инжиниринга и инноваций

Автономной некоммерческой организации «Центр поддержки инжиниринга и инноваций» выделяется субсидия из федерального бюджета. Цель ее предоставления — создать инструменты доработки продукции технологических компаний под требования крупных корпораций в рамках федерального проекта «Взлет — от стартапа до IPO» госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика».

Указанный центр предоставляет грантовое финансирование российским технологическим компаниям, которые в рамках специальных проектов осуществляют:

— доработку технологического продукта (продуктов) в соответствии с согласованными корпорацией-заказчиком техническими требованиями;

— его (их) практическое испытание (проверку) или опытно-промышленную эксплуатацию в соответствии с требованиями корпорации-заказчика;

— подготовку и создание (модернизацию, расширение) производства технологического продукта (продуктов), отвечающего требованиям корпорации-заказчика.

В 2022 — 2024 гг. высокотехнологичные, инновационные субъекты МСП могут получать льготные кредиты в АО «МСП Банк».

На период до 31 декабря 2024 г. Правительство РФ в рамках рассмотрения некоторых вопросов реализации Национальной технологической инициативы (НТИ) утвердило особенности применения отдельных постановлений. В частности, установлен особый порядок применения:

Правил предоставления субсидии на оказание господдержки центров НТИ и Положения о проведении конкурсного отбора на предоставление грантов на господдержку центров НТИ на базе образовательных организаций высшего образования и научных организаций;

Правил предоставления субсидий и Положения о проведении конкурсного отбора для финансового обеспечения реализации некоммерческими организациями, осуществляющими функции инфраструктурных центров, программ по развитию отдельных направлений НТИ.

Постановление Правительства РФ от 16.05.2022 N 885
Постановление Правительства РФ от 25.03.2022 N 469
Постановление Правительства РФ от 17.03.2022 N 392

3.Меры поддержки для инвесторов

Предусмотрена возможность льготного кредитования российских организаций промышленности для реализации инвестиционных проектов, направленных на производство приоритетной продукции. В частности, льготная процентная ставка по такому виду кредитования составляет не более 30% ключевой ставки Банка России, действующей на день начисления процентов по кредитному соглашению, плюс 3 процентных пункта. К заемщику предъявляются определенные требования.

Утверждены правила предоставления тарифной льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, которые ввозят для исключительного использования на территории РФ в рамках реализации инвестиционных проектов. Эти проекты соответствуют приоритетному виду деятельности (сектору экономики) РФ. Установлено, в частности, следующее:

— тарифная льгота не применяется к подакцизным товарам, кроме оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, которые используются в технологических процессах;

— определены критерии формирования перечня инвестиционных проектов.

ФТС России дала разъяснения о порядке предоставления данной тарифной льготы.

Утверждены порядки выдачи подтверждений целевого назначения в отношении технологического оборудования, комплектующих и запчастей к нему, сырья и материалов, которые ввозятся для исключительного использования в РФ в рамках реализации, в частности, следующих инвестпроектов:

— инвестпроектов в области информации и связи. Порядок утвержден Минцифры России. Установлено, в частности, что подтверждение выдают в отношении ввозимых товаров, которые соответствуют приоритетному виду деятельности (сектору экономики) РФ — транспортировка и хранение. Определены также сведения и информация, которые нужно указать в заявлении о получении подтверждения, а также прилагаемые к нему документы;

— инвестпроектов, соответствующих приоритетным видам деятельности (секторам экономики) РФ, подведомственным Минпромторгу России. Порядок утвержден данным министерством. Установлена, в частности, информация, которую нужно указать в заявлении о получении подтверждения, а также прилагаемые к заявлению документы;

— инвестпроектов, соответствующих приоритетному виду деятельности (сектору экономики) РФ, закрепленному за Минсельхозом России. Порядок утвержден данным министерством. Помимо прочего утверждена рекомендуемая форма заявления о получении подтверждения, а также прилагаемые к заявлению документы;

— инвестпроектов, соответствующих приоритетному виду деятельности (сектору экономики) РФ, подведомственному Минтрансу России. Порядок утвержден этим министерством. В частности, определены, сведения, которые необходимо указать в заявлении для получения подтверждения, а также прилагаемые к нему документы;

— инвестпроектов, соответствующих приоритетному виду деятельности (сектору экономики) РФ «Научные исследования и разработки». Порядок утвержден Минобрнауки России. Установлено, в частности, в какой форме подается заявление для получения подтверждения, какая информация должна быть отражена в заявлении, какие документы надо к нему приложить;

— инвестпроектов, соответствующих приоритетным видам деятельности (секторам экономики) РФ, подведомственным Минстрою России. Порядок утвержден данным министерством. Помимо прочего определена информация, которая должна быть в заявлении о получении подтверждения, а также прилагаемые к заявлению документы.

Специальные инвестиционные контракты (СПИК 1.0) разрешено продлевать так, чтобы общий срок их действия не превышал 12 лет. Срок может быть продлен, если установлены санкции, препятствующие реализации контракта. Для указанных специальных инвестиционных контрактов в области автомобильной промышленности установлено специальное правило. Их можно продлевать по 31 декабря 2033 г.

Изменены Правила заключения специальных инвестиционных контрактов (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2015 N 708). В частности, снова можно заключать новые специальные инвестиционные контракты, используя механизм СПИК 1.0. Смягчены требования к показателям, которых планируется достигнуть при реализации проекта, по которому заключается специальный инвестиционный контракт. Это расширяет возможности инвесторов и позволяет поддержать российскую промышленность, повысить устойчивость экономики.

В рамках реализации инвестиционных проектов, соответствующих приоритетному виду деятельности (сектору экономики) России, при ввозе технологического оборудования, комплектующих и запчастей к нему, сырья и материалов предоставляются таможенные тарифные льготы. Они даются при условии ввоза для исключительного использования на территории РФ.

Правительство РФ определило перечень категорий товаров, которые ввозятся в рамках реализации инвестиционных проектов и могут быть заявлены к выпуску до подачи декларации на товары.

До конца 2024 г. действуют особенности регулирования земельных отношений. В частности, юрлицу, которое решением высшего должностного лица субъекта РФ уполномочено реализовать масштабный инвестиционный проект, отвечающий критериям регионального закона, предоставят без торгов в собственность за плату или в аренду земельный участок из собственности субъекта РФ или муниципальной собственности либо участок, госсобственность на который не разграничена. При этом указанный инвестиционный проект должен предусматривать строительство стадиона и иных объектов спорта, а также обязанность юрлица до заключения договора купли-продажи (аренды) снести на этом участке за свой счет недвижимость, находящуюся в собственности субъекта РФ (муниципальной собственности).

До 1 января 2024 г. допускается без согласования с антимонопольным органом по соглашению сторон изменить существенные условия концессионного соглашения, заключенного до 1 марта 2022 г., если изменились обстоятельства, из которых стороны исходили при его заключении. Исключение составляют соглашения, заключенные в отношении определенных объектов. Изменение возможно при соблюдении положений ч. 3.4 — 3.7 ст. 13 Закона о концессионных соглашениях и на основании решения соответствующего органа исполнительной власти. Установлены и другие ограничения.

Банк России дал рекомендации по самостоятельной разблокировке активов российских инвесторов, которые заблокировали иностранные учетные институты. В частности, приведен примерный перечень документов и информации, которые необходимы для этого.

4. Меры поддержки для МСП

Установлены особенности предоставления государственной или муниципальной преференции для поддержки субъектов МСП. Они действуют до конца 2024 г. Так, преференция предоставляется без предварительного согласия антимонопольного органа. Но в дальнейшем его нужно уведомить (за исключением некоторых случаев) в установленный срок. К уведомлению необходимо приложить ряд документов.

МСП, которым в 2021 г. выдавался льготный кредит по программе «ФОТ 3.0», могут получить отсрочку по нему. На период отсрочки откладывается оплата процентов и основного долга по такому кредиту.

Изменены предельные процентные ставки по ряду льготных кредитов для субъектов МСП. В частности, ставки по кредитным договорам (соглашениям) на развитие предпринимательской деятельности для них не могут превышать:

— 15,75% годовых при значениях ключевой ставки Центрального банка РФ 13% годовых и более;

— 13,25% годовых при значениях ключевой ставки Центрального банка РФ менее 13% годовых.

Банк России и Правительство РФ разработали антикризисные программы льготного кредитования.

В 2022 — 2024 гг. высокотехнологичные, инновационные субъекты МСП могут получать льготные кредиты в АО «МСП Банк».

Механизм поддержки кредитования субъектов МСП дополнен операциями по предоставлению кредитов Банка России, обеспеченных ОФЗ. Ранее кредиты обеспечивались только поручительствами Корпорации МСП. Определено, в частности, что процентная ставка, по которой предоставляются кредиты, обеспеченные ОФЗ, равна ключевой ставке Банка России, уменьшенной на 1,5 процентного пункта (этот размер соответствует ставке по кредитам, обеспеченным поручительствами Корпорации МСП).

При безвозмездном получении работ (услуг, имущественных прав) организации не начисляют налог на прибыль на их стоимость, если в рамках полномочий по поддержке МСП их выполнил (оказал, передал) или оплатил их приобретение у других юрлиц либо физлиц любой из следующих субъектов:

— орган госвласти;

— орган местного самоуправления;

— корпорация развития малого и среднего предпринимательства, ее дочернее общество;

— организация, включенная в единый реестр организаций инфраструктуры поддержки по Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ;

— организация, которая реализует федеральный проект за счет субсидий, предоставленных на основании федерального закона о федеральном бюджете, и которая определена этим законом как получатель такой субсидии.

Утверждена программа поддержки кредитования для субъектов МСП в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. Программа действует в 2023 — 2025 гг. Помимо прочего установлено, что заемщик может заключить один кредитный договор (соглашение) только с одной кредитной организацией (получателем субсидии). В кредитном договоре (соглашении) не предусмотрены условия о взимании с заемщика комиссий, сборов и иных платежей. Исключение — штрафные санкции за неисполнение условий этого договора.