Меры господдержки организаций

 

Общие меры

Смягчена административная ответственность за совершение правонарушений, в том числе в области предпринимательской деятельности. В частности, предусмотрено следующее:

уменьшены размеры штрафов. Так, если лицо, которое совершило выявленное в ходе проведения госконтроля (надзора), муниципального контроля правонарушение, предотвратило его вредные последствия либо добровольно возместило причиненный ущерб (добровольно устранило причиненный вред), административный штраф назначается в минимальном размере, предусмотренном санкцией применяемой нормы;

— правило, по которому административный штраф за впервые совершенное правонарушение при наличии определенных обстоятельств может быть заменен предупреждением (есть исключения), применимо ко всем субъектам административных правонарушений, выявленных в ходе проведения госконтроля, муниципального контроля.

Расширен перечень составов преступлений, при совершении которых впервые лица освобождаются от уголовной ответственности, если возместили ущерб в соответствии с ч. 2 ст. 76.1 УК РФ. Речь идет, в частности, о нарушении авторских и смежных прав, незаконном предпринимательстве, незаконной банковской деятельности, ограничении конкуренции, уклонении от репатриации иностранной валюты или валюты РФ, которые совершены в особо крупном размере или сопряжены с причинением особо крупного ущерба либо извлечением дохода в особо крупном размере.

Минэкономразвития России и VK запустили программу поддержки предпринимателей. Планируется реализовать программу в 84 регионах после успешного пилотного проекта в нескольких регионах. В частности, в центрах «Мой бизнес» предприниматели могут удвоить рекламный бюджет на продвижение в соцсетиВКонтакте. Подробнее о мерах поддержки и условиях программы можно узнать в центрах «Мой бизнес» в своем регионе и на сайте мойбизнес.рф.

На сайте Правительства РФ заработал навигатор в виде анкеты, который помогает сориентироваться в мерах господдержки.

До конца 2024 г. продлены особенности предоставления государственной или муниципальной преференции, в частности, для обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, для социального обеспечения населения. Так, преференция предоставляется без предварительного согласия антимонопольного органа, но его нужно уведомить (за исключением некоторых случаев) в установленный срок. К уведомлению необходимо приложить ряд документов.

Утверждено Положение о Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций.

Комиссия — координационный орган, образованный для обеспечения согласованных действий федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций в целях выработки и реализации мер по повышению устойчивости экономики РФ в условиях санкций.

До 31 декабря 2023 г. включительно продлена возможность по решению высшего исполнительного органа субъекта РФ заключать без конкурса концессионное соглашение, концедент по которому — субъект РФ, если права владения и (или) пользования всеми участками, где планируется реализовывать это соглашение, переданы лицу, с которым хотят заключить такое соглашение, не позднее 1 июня 2022 г. Правительство РФ может установить и иные случаи. Указанное правило не применяют к концессионным соглашениям, касающимся некоторых объектов (например, объектов ж/д транспорта).

Определены приоритетные направления проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики РФ. Установлены условия отнесения проектов к указанным. Предусмотрено, в частности, что в критерии проектов технологического суверенитета включены в том числе следующие направления: авиационная, медицинская, фармацевтическая промышленность, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение. Правительство РФ отметило, что такие проекты смогут рассчитывать на особый подход банков при одобрении кредитов, пониженную ставку по ним и более активное участие в этом институтов развития.

Утверждены особенности правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях оборонно-промышленного комплекса, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах. Их перечень определитМинпромторг России по согласованию с Минобороны России и Госкорпорациями «Росатом», «Роскосмос». Работодатели, включенные в перечень, смогут, например, установить работникам, на которых распространяются названные особенности, 24-часовую продолжительность еженедельного непрерывного отдыха. Минпромторг России совместно с Минтрудом России утвердил методические рекомендации, касающиеся порядка применения указанных особенностей.

Утверждены особенности раскрытия инсайдерской информации, которая подлежит раскрытию по закону. Некоторые инсайдеры в определенных случаях вправе раскрывать такую информацию (независимо от целей и форм раскрытия) в ограниченных составе и (или) объеме, если ее раскрытие приведет (может привести) к введению ограничительных мер в отношении инсайдеров и (или) иных лиц. Определен состав информации, которую можно не раскрывать или раскрывать в ограниченном объеме, в зависимости от конкретного случая. Например, в соответствии с утвержденным перечнем могут не раскрывать или раскрывать в ограниченном объеме информацию, в частности, инсайдеры:

— в отношении которых действуют ограничительные меры;

— которые являются кредитными организациями, отнесенными к категории уполномоченных банков;

— которыевключены в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.

Установлены ограничения на распространение контрсанкционной информации среди неопределенного круга лиц, в том числе в СМИ и Интернете. Определено, в частности:

— какие сведения относятся к такой информации. Так, это сведения любого характера (например, экономического) о совершенных или планируемых российскими участниками внешнеторговой деятельности сделках в области внешней торговли для обеспечения потребностей внутреннего рынка РФ, если распространение этих сведений может повлечь введение в отношении сторон иностранных санкций;

— какие сведения не относятся к такой информации, например коммерческая тайна;

— каков порядок распространения этой информации. Например, для ее распространения требуется письменное согласие ее обладателя (некоторым лицам не нужно получать согласие);

— когда указанные ограничения прекращают действовать. Например, если такую информацию распространит сам участник внешнеторговой деятельности.

До 1 января 2025 г. для некоторых юрлицотменена обязанность обнародовать необходимую информацию в Интернете, в частности для НКО — размещать отчет о своей деятельности (исключение — НКО, выполняющие функции иностранного агента).

Установлен временный порядок раскрытия и предоставления информации российскими хозяйственными обществами, включенными в соответствующий перечень. Определено, в частности, что если раскрытие и (или) предоставление информации, которую необходимо раскрыть (предоставить) по законодательству, приведут либо могут привести к введению ограничительных мер в отношении этих обществ или других лиц, то указанные общества вправе самостоятельно определить состав и (или) объем информации, которую они раскрывают (предоставляют). При этом, если общество не раскрывает и (или) не предоставляет информацию, оно должно направить в Банк России уведомление, содержащее эту информацию, в сроки, установленные для ее раскрытия (предоставления). Правило распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2023 г.

 

 

Раскрытие финансовой отчетности и доступ к информации из государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО)

Организации, обязанные раскрывать консолидированную финансовую отчетность (финансовую отчетность организаций, указанных в ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ), могут не включать в эту отчетность сведения согласно Постановлению Правительства РФ от 04.07.2023 N 1102, а кредитные организации — также из перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 N 1173, в случаях, определенных названными постановлениями.

Организации, обязанные раскрывать годовую и промежуточную консолидированную финансовую отчетность (отчетность, указанную в ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ), вправе были отказаться от ее раскрытия. Это допускалось, если раскрытие такой отчетности приводило или могло привести к введению в отношении организации и (или) иных лиц ограничительных мер. Указанное право распространялось также на промежуточную консолидированную финансовую отчетность за I квартал 2023 г. Описанное правило действовало до 1 июля 2023 г.

Принятие решения не раскрывать консолидированную финансовую отчетность не освобождало организацию от ее составления в 2022 и 2023 гг., обязанности провести аудит годовой консолидированной финансовой отчетности за 2022 г. и некоторых других обязанностей.

По заявлению организации можно ограничить (возобновить) доступ к информации, которая содержится в ГИРБО, на основании Правил ограничения и возобновления доступа к данной информации. Заявление подается в электронной форме в налоговый орган по месту учета организации через официальный сайта ФНС России или по ТКС через оператора электронного документооборота. Порядок касается, в частности, организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, в перечень стратегических предприятий и организаций, в перечень резидентов согласно ч. 4.2 ст. 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Кроме того, это касается организаций, включенных в перечень лиц, к которым применяются, могут быть применены или на которых распространяются ограничительные меры, введенные иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов. Этот перечень формируется по определенным Правилам с использованием утвержденных форм документов.

 

 

Особенности лицензирования и других разрешительных процедур

Действуют положения об особенностях разрешительной деятельности в РФ, в частности:

— определены особенности разрешительного режима для отдельных сфер деятельности (строительства, туризма, торговли, транспорта и др.). Например, установлена возможность продлить по общему правилу на срок до семи лет без торгов договоры на размещение нестационарных торговых объектов, которые закончились или закончатся с 14 марта 2022 г. по 31 декабря 2026 г.;

— на 12 месяцев продлены разрешения, сроки действия которых истекли в 2023 г. (например, аккредитация частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала));

— действие лицензий на телевизионное вещание, радиовещание, сроки действия которых истекут в 2024 г., продлевается на 12 месяцев;

— по определенным видам разрешительной деятельности отраслевые регуляторы и уполномоченные исполнительные органы субъектов РФ и госкорпорацийвправе в 2022 — 2024 гг. принимать различные послабления;

— до 2030 г. выездные оценки соответствия заявителей обязательным требованиям, необходимые, например, для предоставления, переоформления разрешения, могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия. Данный срок не применяется к выездным оценкам соответствия, которые проводятся по НПА РФ исключительно с применением таких средств взаимодействия;

не платится госпошлина за выдачу и продление лицензии, внесение изменений в реестр лицензий по заявлениям, поданным до конца 2029 г. в отношении лицензируемых видов деятельности (за исключением определенных видов);

— по 31 декабря 2029 г. срок для уведомления соискателя лицензии, лицензиата о проведении выездной оценки соответствия лицензионным требованиям может быть сокращен положением о лицензировании конкретного вида деятельности;

— по 31 декабря 2024 г. срок для уведомления соискателя лицензии, лицензиата о проведении выездной оценки соответствия лицензионным требованиям при лицензировании медицинской деятельности, фармацевтической деятельности и деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений может составлять один рабочий день;

— по 31 декабря 2029 г. в отношении лицензируемых видов деятельности, иных разрешений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 12.03.2022 N 353, допускается не вносить изменения в реестр разрешений, например при переименовании юрлица;

— до 2030 г. лицензиатам не нужно размещать в ЕФРСФДЮЛ сведения о получении, приостановлении, возобновлении, переоформлении, аннулировании или прекращении лицензий. Ранее правило о непредоставлении указанной сведений касалось только лицензий на деятельность, связанную с защитой гостайны;

— до 2030 г. через портал Госуслуг можно подать заявление на получение выписки из реестра разрешений в единой универсальной форме. Эта выписка может подписываться электронной подписью информационной системы, в которой ведется данный реестр.

 

Защита компаний в сфере корпоративных отношений

Установлены особые правила регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями, в частности:

— экономически значимая организация, не являющаяся ПАО, преобразуется в ПАО или приобретает публичный статус в предусмотренном порядке, если иностранная холдинговая компания — ее акционер (участник) является публичной компанией и выполняются определенные условия.

— при определенных обстоятельствах осуществление иностранной холдинговой компанией корпоративных прав в отношении экономически значимой организации приостанавливается. С заявлением о таком приостановлении в арбитражный суд Московской области может обратиться, например, акционер (участник) экономически значимой организации, независимо от количества принадлежащих ему акций (размера принадлежащих ему долей в уставном капитале).

Последствиями вынесения судом решения о приостановлении осуществления прав является, в частности, следующее:

1) иностранная холдинговая компания со дня вынесения арбитражным судом решения о приостановлении не может участвовать в заседаниях общего собрания акционеров (участников) экономически значимой организации и требовать их созыва, не имеет права распоряжаться принадлежащими ей акциями (долями в уставном капитале) экономически значимой организации;

2) лица, которые косвенно владеют акциями (долями в уставном капитале) экономически значимой организации, принадлежащими иностранной холдинговой компании, и являются гражданами РФ и (или) резидентами РФ, обязаны вступить в прямое владение такими акциями (долями). Если такие эти лица — не граждане РФ и (или) резиденты РФ, они вправе вступить в прямое владение указанными акциями (долями).

С 1 января 2024 г. лицо (лица), которое признается контролирующим лицом иностранной компании, зарегистрированной в недружественном государстве (на территории), доля участия которого в этой компании в совокупности более 50%, может подать в уполномоченный орган заявление об осуществлении прав акционера (участника) в отношении российского хозяйственного общества, акционером (участником) которого является названная иностранная компания. Это нужно сделать в определенном порядке. Он действует по 31 декабря 2025 г.

Лица, которые на 31 декабря 2023 г. осуществляют права акционеров (участников) российских хозяйственных обществ, могут продолжить осуществлять такие права в определенном порядке. В этом случае не нужно подавать в уполномоченный орган заявление об осуществлении прав участника (акционера).

До конца 2024 г. по решению совета директоров (наблюдательного совета) АО (по решению исполнительного органа ООО) общее собрание акционеров (участников) независимо от повестки дня может быть проведено в форме заочного голосования.

Установлен временный порядок принятия решений общим собранием участников (акционеров), советом директоров (наблюдательным советом) и коллегиальным исполнительным органом хозяйственного общества, которое одновременно соответствует следующим параметрам:

— общество осуществляет деятельность в области энергетики, машиностроения или торговли;

— в отношении его контролирующего лица и (или) бенефициаравведены ограничительные меры;

— доли в его уставном капитале или его акции в размере не более 50% уставного капитала принадлежат лицам недружественных государств;

— объем выручки общества (выручки группы лиц, куда оно входит) за 2022 г. превышает 100 млрд руб.

Согласно временному порядку участники (акционеры) такого общества, не являющиеся лицами недружественных государств, могут большинством от общего количества своих голосов установить следующее. Когда решения принимаются общим собранием, советом директоров (наблюдательным советом), коллегиальным исполнительным органом общества, при определении кворума и результатов голосования не учитываются голоса, которые принадлежат:

— лицам недружественных государств;

— лицам, которые назначены (избраны) в состав органа общества из числа кандидатур, выдвинутых лицами недружественных государств.

Решения указанных органов принимаются большинством голосов от общего числа голосов лиц, входящих в их состав и не являющихся лицами, голоса которых не учитываются. При этом не имеют значения положения учредительных документов общества, корпоративного договора, заключенного между его участниками (акционерами), и права, применимого к этому договору. Порядок действует до 31 декабря 2024 г. включительно.

Контролирующие лица КИК, зарегистрированных в недружественных странах, с совокупной долей участия более 50% могут обратиться в ФНС России с заявлением об осуществлении прав акционера (участника) в отношении российского хозяйственного общества, акционером (участником) которого является КИК. Обратиться можно при условии, что при осуществлении прав акционера (участника) организации КИК совершает действия (бездействие) в отношении организации, которые нарушают права организации и (или) такого контролирующего лица. Права по акциям (долям) осуществляются до конца 2023 г. При этом есть ряд вопросов, по которым контролирующее лицо при осуществлении таких прав голосовать не может. Отчуждать акции (доли) также нельзя. Выплата доходов по акциям (долям участия) в этот период ограничена. Правила распространяются на контролирующих лиц, представивших в установленный срок уведомление о КИК за 2021 год.

Если по окончании 2022 и 2023 гг. стоимость чистых активов ООО или АО ниже размера его уставного капитала, это не учитывается при принятии решения о ликвидации общества или уменьшении его уставного капитала.

До 31 декабря 2024 г. включительно в отношении кредитных организаций, некредитных финансовых организаций (лиц, имеющих право прямо или косвенно распоряжаться акциями (долями), составляющими уставный капитал этих организаций) действует Перечень офшорных зон, утвержденный Решением Совета директоров Банка России от 22.12.2023. Он применяется в случаях, определенных в Решении, и включает 39 офшорных зон. Это значительно меньше, чем в перечне офшорных зон, который ранее утвердил Минфин России.

До 1 июля 2024 г. включительно в хозяйственных обществах, в отношении которых введены иностранные санкции, совет директоров (наблюдательный совет), образование которого предусмотрено законом или уставом общества, может по решению общего собрания не образовываться. В таком случае функции этого органа, за исключением решений по ряду вопросов, осуществляет коллегиальный исполнительный орган, а если такой отсутствует, то единоличный исполнительный орган.

В 2024 г. (аналогичное правило действовало и в 2023 г.) общее собрание акционеров может принять решение об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) АО на срок до третьего годового общего собрания акционеров с момента избрания. Если такое решение принято, то к такому АО не применяются требования:

— п. 1 ст. 47 Закона об АО в части решения вопроса на годовом общем собрании акционеров об избрании совета директоров (наблюдательного совета) АО;

— п. 2 ст. 54 Закона об АО в части включения в повестку дня годового общего собрания акционеров вопроса об избрании совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества;

— п. 1 ст. 66 Закона об АО в части срока полномочий членов совета директоров (наблюдательного совета) АО.

До 1 июля 2024 г. увеличен с 1% до 5% минимальный процент голосующих акций, при котором акционер (несколько акционеров) вправе:

— получать документы акционерного общества;

— оспаривать сделки акционерного общества в суде, в том числе из-за крупности;

— обращаться в суд с иском к директору (генеральному директору) о возмещении причиненных обществу убытков;

— обращаться с аналогичным иском к члену совета директоров, наблюдательного совета, правления, дирекции, управляющей организации или управляющему.

Кроме того, до 1 июля 2024 г. таким же минимальным процентом голосов должны обладать лица, включенные в список имеющих право на участие в общем собрании акционеров, чтобы требовать для ознакомления этот список (за исключением информации о волеизъявлении включенных в список лиц).

До 1 июля 2024 г., если число членов совета директоров (наблюдательного совета) АО станет меньше установленного законом, уставом общества или решением общего собрания акционеров, но будет больше двух человек, совет директоров (наблюдательный совет) сохраняет свои полномочия до избрания нового состава. В этом случае его заседание имеет кворум, если в нем принимает участие не менее половины оставшихся членов. При реализации данного правила до этой же даты приостанавливается действие первого, третьего и четвертого предложений п. 2 ст. 68 Закона об АО.

Продлена до 31 декабря 2024 г. включительно возможность для кредитных организаций, в отношении которых введены иностранные санкции, в установленном порядке реорганизоваться в форме выделения из своего состава одного или нескольких юрлиц, не являющихся кредитными организациями. При этом стоимость имущества, которое передается юрлицу, не может быть меньше стоимости обязательств реорганизуемой кредитной организации перед иностранными кредиторами из недружественных стран. Для госрегистрации в связи с завершением такой реорганизации в регистрирующий орган представляетсядокумент, который подтверждает решение Банка России о ее согласовании. Для его получения необходимо предоставить в Банк России установленный перечень документов и соблюсти определенные условия. Предусмотрены порядок и срок направления этого документа Банком России.

Действует Порядок согласования перечня имущества и обязательств, передаваемых юрлицу, которое создается в результате реорганизации кредитной организации (с учетом особенностей), в отношении которой введены иностранные санкции. Установлено, в частности, что для согласования с Банком России перечня передаваемого имущества и обязательств кредитная организация направляет в Банк России ходатайство. Определены также сведения и документы, прилагаемые к ходатайству. Порядок применяется до 31 декабря 2024 г. включительно.

Созданные в порядке редомициляции международные компании, права и обязанности по акциям которых определяются нормами иностранного права, могут размещать дополнительные акции, в том числе новой категории (типа), по нормам российского права. Положение применяется до 1 января 2039 г. Кроме того, установлено, в частности, что по общему правилу с даты госрегистрации международной компании в порядке редомициляции, осуществленной после 3 августа 2023 г., прекращается обращение за пределами РФ акций этой компании, организованное до даты госрегистрации посредством размещения по иностранному праву ценных бумаг иностранного эмитента, удостоверяющих права в отношении этих акций.Решение о продолжении такого обращения может быть принято согласно установленным правилам по заявлению соответствующего иностранного лица до госрегистрации международной компании. В течение пяти рабочих дней с даты госрегистрации международная компания должна расторгнуть договор на размещение ценных бумаг иностранного эмитента, удостоверяющих права в отношении акций компании. Не позднее пяти рабочих дней после этого она обязана сообщить в Банк России о совершении таких действий, приложив подтверждающие документы. Если было принято решение о продолжении обращения акций за пределами РФ с указанием срока такого продолжения, срок, в течение которого международная компания обязана совершить действия по расторжению договора и уведомлению Банка России, начинает исчисляться со дня окончания срока продолжения обращения акций.

ООО, доля прямого или косвенного участия в уставных капиталах которых принадлежит включенным в Перечень стратегических предприятий и АОюрлицам — пользователям участков недр на территории РФ, вправе не предоставлять информацию о своей деятельности участникам, являющимся лицами недружественных иностранных государств. В некоторых случаях указанные лица не признаются таковыми.

 

 

Поддержка инжиниринга и инноваций

Автономной некоммерческой организации «Центр поддержки инжиниринга и инноваций» выделяется субсидия из федерального бюджета. Цель ее предоставления — создать инструменты доработки продукции технологических компаний под требования крупных корпораций в рамках федерального проекта «Взлет — от стартапа до IPO» госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика».

Указанный центр предоставляет грантовое финансирование российским технологическим компаниям, которые в рамках специальных проектов осуществляют:

— доработку технологического продукта (продуктов) в соответствии с согласованными корпорацией-заказчиком техническими требованиями;

— его (их) практическое испытание (проверку) или опытно-промышленную эксплуатацию в соответствии с требованиями корпорации-заказчика;

— подготовку и создание (модернизацию, расширение) производства технологического продукта (продуктов), отвечающего требованиям корпорации-заказчика.

В 2022 — 2024 гг. высокотехнологичные, инновационные субъекты МСП могут получать льготные кредиты в АО «МСП Банк».

На период до 31 декабря 2024 г. Правительство РФ в рамках рассмотрения некоторых вопросов реализации Национальной технологической инициативы (НТИ) утвердило особенности применения отдельных постановлений. В частности, установлен особый порядок применения:

Правил предоставления субсидии на оказание господдержки центров НТИ и Положения о проведении конкурсного отбора на предоставление грантов на господдержку центров НТИ на базе образовательных организаций высшего образования и научных организаций;

Правил предоставления субсидий и Положения о проведении конкурсного отбора для финансового обеспечения реализации некоммерческими организациями, осуществляющими функции инфраструктурных центров, программ по развитию отдельных направлений НТИ.

 

 

Меры поддержки для инвесторов

Предусмотрена возможность льготного кредитования российских организаций промышленности для реализации инвестиционных проектов, направленных на производство приоритетной продукции. В частности, льготная процентная ставка по такому виду кредитования составляет не более 30% ключевой ставки Банка России, действующей на день начисления процентов по кредитному соглашению, плюс 3 процентных пункта. К заемщику предъявляются определенные требования.

Утверждены правила предоставления тарифной льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, которые ввозят для исключительного использования на территории РФ в рамках реализации инвестиционных проектов. Эти проекты соответствуют приоритетному виду деятельности (сектору экономики) РФ. Установлено, в частности, следующее:

— тарифная льгота не применяется к подакцизным товарам, кроме оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, которые используются в технологических процессах;

— определены критерии формирования перечня инвестиционных проектов.

ФТС России дала разъяснения о порядке предоставления данной тарифной льготы.

Утверждены порядки выдачи подтверждений целевого назначения в отношении технологического оборудования, комплектующих и запчастей к нему, сырья и материалов, которые ввозятся для исключительного использования в РФ в рамках реализации, в частности, следующих инвестпроектов:

— инвестпроектов в области информации и связи. Порядок утвержден Минцифры России. Установлено, в частности, что подтверждение выдают в отношении ввозимых товаров, которые соответствуют приоритетному виду деятельности (сектору экономики) РФ — транспортировка и хранение. Определены также сведения и информация, которые нужно указать в заявлении о получении подтверждения, а также прилагаемые к нему документы;

— инвестпроектов, соответствующих приоритетным видам деятельности (секторам экономики) РФ, подведомственным Минпромторгу России.Порядок утвержден данным министерством. Установлена, в частности, информация, которую нужно указать в заявлении о получении подтверждения, а также прилагаемые к заявлению документы;

— инвестпроектов, соответствующих приоритетному виду деятельности (сектору экономики) РФ, закрепленному за Минсельхозом России.Порядок утвержден данным министерством. Помимо прочего утверждена рекомендуемая форма заявления о получении подтверждения, а также прилагаемые к заявлению документы;

— инвестпроектов, соответствующих приоритетному виду деятельности (сектору экономики) РФ, подведомственному Минтрансу России. Порядок утвержден этим министерством. В частности, определены, сведения, которые необходимо указать в заявлении для получения подтверждения, а также прилагаемые к нему документы;

— инвестпроектов, соответствующих приоритетному виду деятельности (сектору экономики) РФ «Научные исследования и разработки». Порядок утвержден Минобрнауки России. Установлено, в частности, в какой форме подается заявление для получения подтверждения, какая информация должна быть отражена в заявлении, какие документы надо к нему приложить;

— инвестпроектов, соответствующих приоритетным видам деятельности (секторам экономики) РФ, подведомственным Минстрою России.Порядок утвержден данным министерством. Помимо прочего определена информация, которая должна быть в заявлении о получении подтверждения, а также прилагаемые к заявлению документы.

Правительство РФ сократило некоторые сроки при заключении специальных инвестиционных контрактов (СПИК 2.0). В частности, в 2022 — 2023 гг. срок подачи заявок на участие не может быть позднее чем через 10 календарных дней со дня, когда извещение о проведении открытого конкурсного отбора размещено в информсистеме.

Специальные инвестиционные контракты (СПИК 1.0) разрешено продлевать так, чтобы общий срок их действия не превышал 12 лет. Срок может быть продлен, если установлены санкции, препятствующие реализации контракта. Для указанных специальных инвестиционных контрактов в области автомобильной промышленности установлено специальное правило. Их можно продлевать по 31 декабря 2033 г.

Изменены Правила заключения специальных инвестиционных контрактов (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2015 N 708). В частности, снова можно заключать новые специальные инвестиционные контракты, используя механизм СПИК 1.0. Смягчены требования к показателям, которых планируется достигнуть при реализации проекта, по которому заключается специальный инвестиционный контракт. Это расширяет возможности инвесторов и позволяет поддержать российскую промышленность, повысить устойчивость экономики.

В рамках реализации инвестиционных проектов, соответствующих приоритетному виду деятельности (сектору экономики) России, при ввозе технологического оборудования, комплектующих и запчастей к нему, сырья и материалов предоставляются таможенные тарифные льготы. Они даются при условии ввоза для исключительного использования на территории РФ.

Правительство РФ определилоперечень категорий товаров, которые ввозятся в рамках реализации инвестиционных проектов и могут быть заявлены к выпуску до подачи декларации на товары.

До 1 января 2024 г. допускается без согласования с антимонопольным органом по соглашению сторон изменить существенные условия концессионного соглашения, заключенного до 1 марта 2022 г., если изменились обстоятельства, из которых стороны исходили при его заключении. Исключение составляют соглашения, заключенные в отношении определенных объектов. Изменение возможно при соблюдении положений ч. 3.43.7 ст. 13 Закона о концессионных соглашениях и на основании решения соответствующего органа исполнительной власти. Установлены и другие ограничения.

Банк России дал рекомендации по самостоятельной разблокировке активов российских инвесторов, которые заблокировали иностранные учетные институты. В частности, приведен примерный перечень документов и информации, которые необходимы для этого.