Обзор экономики

По оценке МЭРТ, Российская экономика оказалась устойчивой к глобальным вызовам. Спад ВВП в июле составил 4,3%, сократившись по сравнению с июнем.

Потребительский спрос прошел нижнюю точку спада во втором квартале и восстанавливается. Поддержку ему оказывает стабильная ситуация на рынке труда. Свой вклад вносят дополнительные меры социальной поддержки, запущенные во втором квартале текущего года по поручению Президента страны – индексация пенсий, прожиточного минимума, минимального размера оплаты труда, начало новых выплат. Если убрать фактор индексации тарифов в начале июля, то уже 17 недель на потребительском рынке идет постепенное снижение цен после весеннего всплеска.

Инвестиционная активность в первом полугодии находилась на высоком уровне, бизнес стремился максимально ускорить завершение начатых проектов.

Восстанавливается кредитование экономики – за август рублевый кредитный портфель вырос на 2,4 трлн руб. В большей степени за счет кредитования предприятий. Хотя оживление есть и по физическим лицам, в том числе – рост ипотечного кредитования. Снижение Центральным банком в прошлую пятницу ключевой ставки укрепит этот тренд.

Экономику также поддерживает бюджетный импульс. Бюджетная система в целом перешла к дефициту в августе этого года – в первую очередь, за счет расходования средств федерального бюджета. То есть сейчас бюджеты всех уровней тратят денег больше, чем поступает в них налогов.

Ожидается, что нижняя точка спада экономики будет пройдена в четвертом квартале этого года.

И по итогам 2022 года мы ожидаем, что ВВП сократится на 2,9%. Спад инвестиций, с учетом снижения во втором квартале, останется в пределах 2%. Безработица на конец года – на уровне до 4,5%. Замедлится инфляция: после пикового значения в 17,8% в апреле, к концу года мы ожидаем снижение до 12,4%.

Эти итоги – результат реализации плана первоочередных действий, который запустил процессы адаптации экономики к новым реалиям. В основе Прогноза социально-экономического развития лежит сценарий продолжения такой ускоренной адаптации.

Он предполагает, что спад экономики в 2023 году составит 0,8%, преимущественно из-за эффекта высокой базы первого квартала этого года, а также снижения чистого экспорта. В 2024–2025 годах ВВП будет расти средним темпом 2,6% в год за счет роста внутреннего спроса – и потребительского, и инвестиционного.

Потребительский спрос будет поддержан ростом реальных доходов населения. Прогнозируем низкие уровни безработицы на горизонте до 2025 года, а также устойчивый рост реальных заработных плат и предпринимательских доходов. Дополнительный вклад внесет индексация социальных выплат. Вместе с оживлением кредитования все это существенно поддержит потребительский спрос.

По инвестициям: из-за высокой базы первого полугодия этого года в следующем году мы ожидаем небольшой спад. В 2024–2025 годах рост инвестиций будет уже опережать рост ВВП – за счет перезапуска инвестиционного цикла и высокого уровня государственных вложений.

Экспорт в следующем году замедлит снижение в реальном выражении, а в 2024–2025 годах вернется к росту – главным образом, за счет ненефтегазового экспорта. Также мы учитываем планы Министерства энергетики по переориентации нефтегазового экспорта в нейтральные страны.

Импорт продолжит восстанавливаться. Если сейчас восстановление идет в основном потребительского импорта, то с 2023 года постепенно начнет расти промежуточный импорт и импорт инвестиционный.

Рост экономики будет сопровождаться сдвигами в отраслевой структуре. Доля экспортноориентированных отраслей будет постепенно снижаться. При этом увеличится доля обрабатывающих отраслей, ориентированных на внутренний рынок, сферы ИТ, строительства и ЖКХ, туризма и сферы услуг. Промышленное производство будет восстанавливаться, начиная с 2024 года с учетом спада в добывающей промышленности и в экспортноориентированных отраслях экономики.

С точки зрения внешних параметров. С учетом замедления глобального роста мировой экономики заложено умеренное снижение цен на нефть: с 70 долларов за баррель в 2023 году до 65 в 2025. Также ожидается ослабление относительно текущих значений курса рубля . В то же время, это очень важно, реальный курс рубля будет в ближайшие годы на 10-15% крепче, чем в среднем за последние 5 лет.

Инфляция составит 5,5% на конец следующего года, а затем выйдет на целевой уровень в 4%.

Вместе с тем, остаются риски, связанные с высокой неопределенностью в мировой экономике. Это и рецессия на мировых рынках, прежде всего в Европе, «замедление» Китая, возможное ужесточение санкций. Поэтому необходимо обеспечить устойчивость экономики не только в условиях уже введенных санкций, но и при потенциальных рисках.

А это напрямую связано с реализацией системных решений и приоритетов. Они были разработаны Правительством в рамках отраслевых сессий под руководством Председателя Правительства и легли в основу бюджета.

Первый приоритет – это развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Был сделан прогноз по объемам и направлениям экспорта и импорта в разрезе основных товарных групп в разрезе стран-партнеров и логистических коридоров. Мы увязали эти данные с прогнозом грузопотоков до 2030 года. Выявили, где требуется расшить узкие места, где построить новую инфраструктуру.

Приоритеты здесь – увеличение перевозок по Азово-Черноморскому направлению за счет развития железнодорожных подходов к портам и самой портовой инфраструктуры. В рамках коридора Север-Юг за счет строительства автомобильных обходов Махачкалы, Дербента в Дагестане, обхода Астрахани, развития Волго-Каспийского судоходного канала, морской портовой инфраструктуры на Каспии, пропускных способностей погранпереходов. На восточном направлении предстоит модернизировать более 260 объектов инфраструктуры на всем протяжении БАМа и Транссиба. Всё это сформирует новые возможности для выхода на рынки соседних стран и обеспечит импортные поставки.

Второй приоритет – импортозамещение. Здесь мы решаем две ключевые задачи. Первая задача – оперативная: восстановление импорта, поиск комплектующих взамен поставок из недружественных стран, чтобы не останавливать действующие производства. Сейчас для этого в рамках Плана первоочередных действий реализуется целый комплекс мер – обнуление импортных пошлин, упрощение ввоза продукции, особый режим декларирования.

Вторая задача в импортозамещении – стратегическая: замена импорта за счет внутреннего производства. Здесь будут реализованы более 400 проектов с относительно небольшим объемом вложений и, что называется, коротким инвестиционным циклом.  А также ряд масштабных программ, которые требуют больших инвестиций.

К примеру, под новую линейку самолетов нужно профинансировать обновление и расширение производственных мощностей. Здесь очень важна выверенная экономическая модель, так как далеко не всегда такие вложения можно осуществлять исключительно за счет кредитных средств, даже по льготным ставкам. Потому что в конечном итоге возврат таких кредитов придется заложить в цену самолета, и, в ряде случаев может привести не к конкурентоспособной цене, которую транспортные авиакомпании не готовы будут платить. Поэтому в ряде случаев нам потребуются прямые инвестиции из бюджета.

Это касается не только авиастроения, но и судостроения, радиоэлектроники, транспортного и сельхозмашиностроения, малотоннажной химии.

В целом, бизнес уже активно включился в работу по импортозамещению, используя разные инструменты поддержки. Так в Ростовской области при поддержке Фонда развития промышленности, а также с привлечением механизма по субсидированию производителей сельхозтехники, строится завод по выпуску тракторов, экскаваторов, погрузчиков – тех моделей и характеристик, которых ранее не было в стране. А в Тульской области инвестор заходит на площадку, не так давно созданной площадкой, ОЭЗ, чтобы открыть первое в России производство лимонной кислоты. И таких примеров десятки и десятки.

Третий приоритет – обеспечение технологического суверенитета и ускоренной цифровизации. Здесь инструментами будут: модернизированная система управления НИОКРами, заключение соглашений с госкомпаниями и корпорациями и компаниями-лидерами, экспериментальные правовые режимы, проекты-маяки.

К примеру, в рамках проектов-маяков в Липецкой области на следующей неделе запускается производство электромобилей с последующей локализацией.

В цифровизации приоритет – это производство отечественного оборудования для телекома, переход от цифровизации гостеха к цифровизации реального сектора экономики, развитие необходимого программного обеспечения, взамен западного.

Следующий приоритет – стимулирование инвестиционной активности. Это поддержка импорта оборудования для инвестионных проектов, в том числе за счет таможенно-тарифного регулирования и кредитования, расширение использования госгарантий и поручительств, более активное использование средств Фабрики проектного финансирования и механизмов, которые там существуют, а также средств Фонда национального благосостояния для реализации крупных инфраструктурных проектов.

Все эти инструменты дадут нужный стране экономический рост, если эффективно будут применяться на местах. Как и целый ряд уже зарекомендовавших себя механизмов – особые экономические зоны, индивидуальные программы развития регионов, инфраструктурные бюджетные и кредиты, соглашения государственно-частного партнерства, внедрение регионального инвест-стандарта.

Ключевое здесь – это гарантии неизменности условий для реализации инвестпроектов. И здесь одним из важных решений стала корректировка механизма ТОСЭР по вашей, уважаемые коллеги, инициативе. И, конечно, совершенствование механизма Соглашений о защите и поощрении капиталовложений.

Председатель Правительства утвердил новый порядок заключения соглашений. Сейчас в Минэкономразвития более 70 заявок от регионов. Больше всего заявок –7 проектов – от Республики Татарстан, 5 от Нижегородской области, по 4 – от Воронежской, Свердловской и Курской областей. Иркутская область, которая в эти дни презентует себя в Совете Федерации, подала 2 заявки на проекты в сфере добычи полезных ископаемых и лесной промышленности.

При этом в высокой степени готовности и подтвержденные инвесторами в текущий момент 20 заявок на 500 млрд рублей инвестиций. В ближайшее время они будут рассмотрены ВЭБом и получим подтверждение регионов. Напомню, это новые полномочия в рамках данного инструмента.

Для поддержания инвестиционной активности также важно реализовать меры по развитию финансовых рынков. В том числе необходимо расширить набор инструментов для привлечения «длинных» денег в экономику, а также для стимулирования выхода компаний на рынок капитала и расширения механизмов хеджирования процентного риска. Так, как это уже работает в Фабрике проектного финансирования.

И, наконец, еще один проект – развитие интеграции в рамках ЕврАзЭС и со странами-партнерами. Здесь ставка на развитие торговли и защиту общего рынка, углубление производственной кооперации, формирование Евразийской перестраховочной компании, активизацию работы Евразийского банка развития. И, конечно, особый приоритет на развитие независимой от третьих стран инфраструктуры финансового рынка. А это подключение банков-партнеров, в том числе из третьих стран, к системе передачи финансовых, се́ти взаимных корреспондентских счетов в нацвалютах, развитие биржевых инструментов торговли товарами в нацвалютах и появление соответствующих индикаторов, ну и конечно, расширение географии приема платежных карт МИР.

Еще раз подчеркну: основа экономического роста – внутренний спрос. Новые возможности, связанные с наращиванием предложения в отраслях, которые ориентированы на растущий внутренний рынок: традиционные наши приоритеты — жилье и ЖКХ, АПК и производство продуктов, культура и спорт. И, конечно, развитие внутреннего туризма, чем мы активно занимаемся в последние годы.

При этом надо отметить, что в новых условиях разные регионы чувствуют себя по-разному. Для одних субъектов открываются новые возможности. Например, для Северного Кавказа – помимо транспортных коридоров и логистики, это пищевая и обрабатывающая промышленность, это, конечно, туризм и новые курорты.  Для Дальнего Востока – логистика и туризм. Для промышленно развитых регионов Поволжья, Центральной России и Урала – импортозамещение в приоритетных отраслях и использование их конкурентных преимуществ с развитым машиностроением и научной базой.

Использовано: материалы МЭРТ